Незаконная частная детективная или охранная деятельность

Незаконная частная детективная или охранная деятельность

1. Осуществление частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Создание в организации службы безопасности без специального разрешения (лицензии) -
влечет наложение административного штрафа на руководителя организации в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
3. Осуществление негосударственными образовательными учреждениями деятельности по подготовке или переподготовке кадров для осуществления частной детективной или охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) -
влечет наложение административного штрафа на руководителя учреждения в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
4. Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований -
влечет наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на руководителей частных детективных или охранных организаций - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 20.16
1. Согласно Закону РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
Частным детективом признается гражданин РФ, получивший лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 3 указанного Закона.
Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.
Порядок выдачи лицензий частным детективам, а также исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых лицензия не выдается, определены ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1.

Приказ МВД РФ от 19 июня 2006 г. N 447
"Об утверждении Инструкции об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации"
Инструкция
об организации работы по лицензированию и осуществлению органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция (далее - Инструкция):
1.1. Определяет порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности, принятия мер по ее аннулированию, оформления и переоформления документа, подтверждающего ее наличие, согласования уставов служб безопасности юридических лиц, программ обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих негосударственную (частную) охранную или (и) сыскную (детективную) деятельность, организации оформления и выдачи удостоверений частного охранника, а также оборота оружия и специальных средств при осуществлении негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельности.
1.2. Разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению лицензирования и контроля в сфере негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности.
1.3. Устанавливает требования по ведению органами внутренних дел учетов граждан и юридических лиц, имеющих право на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности, а также используемого ими оружия и специальных средств.

II. Полномочия органов внутренних дел в сфере лицензирования негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности

2. ДООП и ДРО МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия и принимают меры:
2.1. По предоставлению лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной или (и) сыскной (детективной) деятельности, оформлению и переоформлению документов, подтверждающих их наличие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
2.2. По согласованию уставов служб безопасности юридических лиц.
2.3. По выдаче, продлению срока действия удостоверений охранника (сыщика).
2.4. По организации контрольных мероприятий, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную и сыскную (детективную) деятельность и оборот оружия, патронов к нему и специальных средств.
2.5. По приостановлению, возобновлению и аннулированию действия лицензий и аннулированию удостоверения частного охранника (сыщика).
3. Начальник ДООП МВД России, его заместитель, курирующий вопросы лицензионно-разрешительной работы:
3.1. Принимают решение о согласовании (отказе в согласовании) программ обучения органам и организациям, осуществляющим подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков).
3.2. Устанавливают полномочия и порядок осуществления функций, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции, для МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, а также подразделений лицензионно-разрешительной работы.
3.3. По мотивированному заключению отменяют решения, принятые руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, подчиненных им органов внутренних дел по всем вопросам, предусмотренным в пункте 2 настоящей Инструкции, в исключительных случаях проводят по ним дополнительные проверки и выносят соответствующие решения.
4. Начальник ДРО МВД России, его заместитель, курирующий вопросы лицензионно-разрешительной работы:
4.1. Устанавливают полномочия и порядок осуществления функций, предусмотренных пунктом 2 настоящей Инструкции для управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах*.
4.2. По мотивированному заключению могут отменять решения, принятые руководителями ОВДРО, по всем вопросам, предусмотренным в пункте 2 настоящей Инструкции, в исключительных случаях проводят по ним дополнительные проверки и выносят соответствующие решения.
5. Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, их заместители, курирующие деятельность подразделений милиции общественной безопасности распределяют полномочия при осуществлении функций лицензионно-разрешительной работы между подразделениями и подчиненными органами внутренних дел.
6. Для осуществления указанных в пункте 2 полномочий должностные лица Лицензионно-разрешительного управления ДООП МВД России, подразделения, осуществляющего лицензионно-разрешительную работу ДРО МВД России, подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и ОВДРО, а также иные сотрудники органов внутренних дел в пределах своей компетенции:
6.1. Проверяют и устанавливают достоверность сведений в документах, представленных гражданами и юридическими лицами для получения лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной и сыскной (детективной) деятельности, оформления (переоформления) документов, подтверждающих их наличие, согласования уставов служб безопасности юридических лиц, программ обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации охранников (сыщиков), получения удостоверений частного охранника.
6.2. Проводят проверки деятельности лицензиатов на предмет выполнения ими лицензионных требований и условий, а также соблюдения ими правил оборота оружия, патронов к нему и специальных средств, находящихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или (и) сыскную (детективную) деятельность, а также оборот оружия и специальных средств.
6.3. Проводят проверки служб безопасности юридических лиц на предмет соблюдения ими правил выполнения охранных функций, оборота специальных средств, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими негосударственную (частную) охранную или (и) сыскную (детективную) деятельность.
6.4. Выносят юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предупреждения о нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих негосударственную (частную) охранную и сыскную (детективную) деятельность или принимают меры по приостановлению действия лицензии либо по ее аннулированию в установленном порядке.
6.5. Дают предписания, обязывающие лицензиата, службу безопасности устранять выявленные нарушения, устанавливают сроки их устранения.
6.6. В установленном порядке требуют от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представление документов, их копий, объяснений, письменной или устной информации, необходимой для осуществления контрольных функций лицензирующего органа.
6.7. Участвуют в подготовке программ обучения охранников (сыщиков), разрабатываемых органами и организациями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков).

III. Порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности юридическим лицам

7. Лицензия на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности выдается уполномоченными подразделениями и органами внутренних дел, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
8. Для получения лицензии на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности руководитель организации - соискателя лицензии представляет в уполномоченное подразделение органа внутренних дел заявление о предоставлении (продлении срока действия) лицензии (приложение N 1 к Инструкции), с приложением документов и материалов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
9. Уполномоченное подразделение органа внутренних дел проводит проверку полноты, правильности оформления поступившего заявления, представленных документов, приложений к ним и принимает их по описи, копия которой вручается заявителю вместе с отрывным талоном-уведомлением.
Талон-уведомление заполняется сотрудником органа внутренних дел осуществляющим прием заявления и документов по установленной форме (приложение N 2 к Инструкции).
В случае отказа в принятии заявления о предоставлении (продлении срока действия) лицензии соискателю вручается отрывной талон-уведомление, в котором указываются мотивированные причины.
Принятые к рассмотрению документы регистрируются в органе внутренних дел в течение суток.
10. Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности представленных в заявлении сведений, документов, приложений к ним, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
По результатам изучения и проверки материалов, составляется мотивированное заключение о возможности предоставить, отказе в предоставлении лицензии, при этом делаются ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, послужившие основанием для принятия такого решения.
Указанное заключение выносится сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы либо лицом, исполняющим такие обязанности. В заключении делается запись “Полагал бы предоставить либо отказать в предоставлении лицензии”, которая заверяется личной подписью сотрудника и согласовывается с руководителем органа внутренних дел или его заместителем - начальником милиции общественной безопасности либо лицом, исполняющим их обязанности.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии орган внутренних дел обязан письменно уведомить юридическое лицо о принятом решении, с указанием причин отказа.
11. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, вызванного изменением адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности отражаются в учетном деле лицензиата и вносятся в перечень адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, являющийся приложением к документу, подтверждающему наличие лицензии.
12. За рассмотрение органом внутренних дел заявлений о предоставлении лицензий, выдачу и переоформление документов, подтверждающих их наличие, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.


IV. Порядок предоставления органами внутренних дел лицензий на осуществление негосударственной (частной) сыскной (детективной) деятельности

13. Лицензия на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности выдается уполномоченными подразделениями и органами внутренних дел, в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
14. Для получения лицензии на осуществление сыскной деятельности соискатель лицензии представляет в уполномоченное подразделение органа внутренних дел заявление о предоставлении лицензии (приложение N 3 к Инструкции), с приложением документов и материалов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
15. Орган внутренних дел проводит проверку представленных заявления и документов, регистрирует, рассматривает и принимает решения в порядке определенном пунктами 9 и 10 настоящей Инструкции.
16. Переоформление документа подтверждающего наличие у индивидуального предпринимателя лицензии на осуществление негосударственной (частной) сыскной (детективной) деятельности осуществляется в порядке установленном законодательством Российской Федерации.
17. За рассмотрение органом внутренних дел заявлений о предоставлении лицензий, а также выдачу и переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
18. Орган внутренних дел при принятии решения о предоставлении индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление сыскной (детективной) деятельности, одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, оформляет и выдает удостоверение частного сыщика (приложение N 4 к Инструкции).

V. Порядок согласования уставов служб безопасности юридических лиц и программ обучения, разрабатываемых органами и организациями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков)

19. Службы безопасности юридического лица действуют на основании своих уставов, утвержденных руководителем юридического лица и согласованных с ДООП, ДРО МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, ОВДРО.
20. Согласование устава службы безопасности юридического лица (далее - устав) осуществляется в уполномоченном органе внутренних дел по месту государственной регистрации юридического лица.
21. Для осуществления процедуры согласования устава руководитель службы безопасности юридического лица представляет в уполномоченное подразделение органа внутренних дел заявление (приложение N 5 к Инструкции), с приложением подлинника и копии устава, утвержденного руководителем юридического лица, а также документов и материалов, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
22. Орган внутренних дел проводит проверку правильности оформления поступившего заявления, полноты и достоверности представленных сведений, документов, приложений к ним, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании устава оформляется мотивированным заключением в порядке, определенном настоящей инструкцией для предоставления лицензий на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности в срок, не превышающий 30 дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов.
В подтверждение согласования устава на титульном листе подлинника устава делается соответствующая запись с указанием даты и номера решения принятого органом внутренних дел с визой руководителя органа внутренних дел, которая скрепляется печатью органа внутренних дел.
23. В случае реорганизации юридического лица, имеющего службу безопасности, в форме преобразования юридического лица, изменения его наименования, места нахождения, а также адресов мест осуществления охранных (сыскных) функций, руководитель службы безопасности в срок не более 5 дней уведомляет орган внутренних дел, согласовавший устав, и осуществляет процедуры по внесению соответствующих изменений в устав службы безопасности в порядке, определенном настоящей инструкцией для его согласования.
24. Согласование программ обучения (далее - программа), разрабатываемых органами и организациями, осуществляющими подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков), осуществляется ДООП МВД России.
Типовые требования к оформлению и структуре программ, перечень тем подлежащих обязательному включению в данные программы, а также основных вопросов, подлежащих изучению в процессе осуществления органами и организациями подготовки, переподготовки и повышения квалификации охранников (сыщиков) оформляются распоряжением МВД России.
25. Решение о согласовании либо об отказе в согласовании программы принимается в срок, не превышающий 30 дней, со дня поступления соответствующих документов в секретариат ДООП МВД России.
Решение о согласовании оформляется визированием на титульном листе программы начальником ДООП МВД России либо его заместителем, курирующим деятельность подразделений лицензионно-разрешительной работы, которое скрепляется печатью ДООП МВД России.
В случае принятия решения об отказе в согласовании программы, ДООП МВД России письменно уведомляет юридическое лицо о принятом решении, с указанием причин отказа.
26. Органы внутренних дел осуществляют контроль за деятельностью органов и организаций, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников (сыщиков), в части соответствия учебного процесса программам, согласованным ДООП МВД России, а также за соблюдением установленных правил оборота оружия и специальных средств.
По результатам проверки оформляется соответствующий акт, который при выявлении нарушений направляется в лицензирующий орган для принятия мер в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими лицензирование образовательной деятельности.

VI. Порядок выдачи, продления срока действия, переоформления и аннулирования удостоверения частного охранника

27. Выдача, продление срока действия, переоформление, а также принятие мер по аннулированию удостоверения частного охранника осуществляется уполномоченным органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

VII. Особенности оборота оружия и специальных средств в негосударственных (частных) охранных (сыскных) организациях и негосударственных образовательных учреждениях

28. Оружие и патроны к нему, разрешенные для использования в негосударственной (частной) охранной деятельности приобретаются, учитываются, хранятся, закрепляются и выдаются работникам в порядке, определенном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия, согласно установленных норм положенности.
29. При значительной удаленности объектов охраны, по решению руководителя предприятия (организации) и по согласованию с органом внутренних дел оружие может выдаваться (передаваться) охранникам (охранниками) непосредственно на объекте охраны.
Данное решение оформляется приказом по предприятию (организации), согласованном с руководителем подразделения органа внутренних дел, выдавшего разрешение на хранение и использование оружия, при этом на объекте обязательно ведение отдельной книги приема и выдачи оружия.
В случае нахождения такого объекта на территории другого субъекта Российской Федерации руководитель подразделения органа внутренних дел, выдавшего разрешение на хранение и использование оружия, после согласования приказа охранного предприятия (организации) обязан в течение 5 дней направить копию данного приказа в орган внутренних дел по месту нахождения объекта, для организации контроля.
В населенных пунктах, где значительно затруднено передвижение к удаленным объектам охраны и согласование соответствующего приказа не представляется возможным, может быть установлен порядок обязательного уведомления органов внутренних дел. Данное решение оформляется приказом по МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, который согласовывается с ДООП МВД России.
30. Специальные средства, использование которых разрешено в негосударственной (частной) охранной и сыскной деятельности, приобретаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без получения лицензии в органах внутренних дел.
31. В каждом предприятии (организации, службе безопасности), имеющем в пользовании специальные средства, приказом руководителя назначается лицо, ответственное за их учет и сохранность.
32. Приобретенные предприятиями (организациями, службами безопасности) специальные средства должны храниться в специальных шкафах, сейфах, пирамидах либо в специально выделенных для этих целей помещениях. Нельзя совмещать хранение специальных средств с оружием и посторонними предметами в одном шкафу, сейфе, пирамиде.
33. Учету подлежат все специальные средства, имеющиеся в предприятии (организации, службе безопасности), который в свою очередь должен отражать сведения о порядке их приобретения (продаже), наличии и использовании на объектах обслуживания.
34. Учетными документами для специальных средств являются: документы, на основании которых осуществляются приходно-расходные операции, книги учета специальных средств (приложение N 6 к Инструкции) и книги приема и выдачи специальных средств (приложение N 7 к Инструкции).
Документы по ведению учета специальных средств ведутся отдельно от документов по учету оружия и боеприпасов.
Книги учета пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью организации и свидетельствуются подписью руководителя предприятия (организации, службы безопасности).
35. Специальные средства выдаются сотрудникам предприятий (организаций, служб безопасности), имеющим удостоверение частного охранника под роспись в книге приема и выдачи специальных средств.
36. По решению руководителя предприятия (организации, службы безопасности) специальные средства могут выдаваться (передаваться) охранникам (охранниками) непосредственно на объекте охраны.
Данное решение оформляется приказом по предприятию (организации, службе безопасности), при этом на объекте обязательно ведение отдельной книги приема и выдачи специальных средств.
37. Негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации охранников для организации учебного процесса, оборудуют стрелковые тиры и стрельбища в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия и специальных средств.
38. Разрешения на хранение и использование оружия, использование оружия в тире, стрелково-стендовом комплексе, на стрельбище выдаются органом внутренних дел в порядке установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия и специальных средств.
39. При использовании в образовательном процессе оружия и патронов к нему, специальных средств, к работе с ними допускаются только лица, оформленные соответствующим приказом руководителя образовательного учреждения.
40. Учет, хранения и использование в образовательном учреждении оружия, патронов к нему и специальных средств осуществляется по требованиям, предъявляемым к юридическим лицам с особыми уставными задачами.
41. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции проводят проверки органов и организаций (образовательных учреждений), занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации сотрудников охранных предприятий на предмет соблюдения ими правил учета, хранения и использования оружия, патронов к нему и специальных средств в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими оборот оружия и специальных средств.

Статья 11.1. Правовой статус частного охранника. Комментарий к статье 11.1

1. Комментируемая статья была внесена Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
С учетом того что охранные услуги могут оказывать только юридические лица со специальной правоспособностью, а одним из обязательных требований для получения лицензии на осуществление охранной деятельности является наличие у работников лицензиата правового статуса частного охранника, логично было на законодательном уровне определить правовой статус частного охранника.
В самом широком смысле под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение личности в обществе. Очевидно, что ввиду сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций и имеет ряд социальных ролей. Задача государства - урегулировать сложившиеся в обществе отношения, поэтому с помощью правовых средств, находящихся в его распоряжении, оно фиксирует социальное положение индивида, а также соответствующую ему роль - общественную функцию. В результате этого образуется правовой статус лица. И поскольку социальных статусов множество, можно говорить о существовании множества правовых статусов у одного лица, (например, статус гражданина РФ, статус государственного чиновника, статус налогоплательщика и т.д.).
Охрана жизни и здоровья человека, имущества - одна из важных социальных функций, ролей индивида, необходимая в цивилизованном обществе с учетом отсутствия необходимости возлагать на государственные правоохранительные органы выполнение охранных функций в полном объеме в условиях многовариантных жизненных ситуаций.
До принятия Федерального закона от 06.06.2005 N 59-ФЗ в комментируемом Законе отсутствовали нормы, прямо регулировавшие правовой статус частного охранника, как, например, в статье 4 Закона, определявшей статус частного детектива.
2. Под частным охранником следует понимать физическое лицо, достигшее 18 лет, являющееся гражданином РФ, имеющее удостоверение частного охранника, выданного органами внутренних дел, и работающее по трудовому договору с охранной организацией, в трудовую функцию которого входит оказание охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
3. Следует обратить внимание, что новеллой является снижение возраста, с которого лицо может претендовать на получение статуса частного охранника, до 18 лет.
С учетом положений пункта 2.2.9 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утв. Приказом МВД РФ от 22.08.1992 N 292, лицо могло получить удостоверение частного охранника только по достижении 21 года.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 59-ФЗ, внесший изменения в комментируемый Закон, официально был впервые опубликован в "Российской газете" N 122 от 09.06.2005 года. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, новелла о праве гражданина получить удостоверение охранника с 18 лет вступила в силу с 20 июня 2005 года.
4. Вторым элементом правового статуса частного охранника, как и у частного детектива, является наличие гражданства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон N 62-ФЗ) гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В связи с тем что гражданство РФ является единым и равным независимо от оснований его приобретения, любое физическое лицо при соблюдении прочих условий может стать частным охранником вне зависимости от оснований приобретения гражданства РФ. Соответственно, иностранный гражданин или лицо без гражданства не могут претендовать на получение статуса частного охранника.
5. В части 1 комментируемой статьи установлено два основных элемента правового статуса частного охранника, при наличии которых он может выполнять на законных основаниях социальную функцию по охране жизни и здоровья, имущества: наличие трудового договора с охранной организацией и удостоверение частного охранника.
До 11 февраля 2002 года частные охранники имели право осуществлять охранную деятельность на основании личной лицензии.
После вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" было принято Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности", а затем Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ были внесены соответствующие изменения в Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (см. комментарий к статье 11). Согласно этим нормативным актам лицензирование частной охранной деятельности сохранено исключительно для юридических лиц. Частным охранникам с 11 февраля 2002 г. взамен лицензии выдаются удостоверения личности частного охранника по форме, утвержденной Приказом МВД России от 22.08.1992 N 292.
В пункте 4 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 N 600, определено, что одним из необходимых лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности является наличие у работников лицензиата, осуществляющих охранные функции, квалификации, отвечающей требованиям Закона о частной детективной и охранной деятельности и подтвержденной удостоверениями охранника.
В пункте 2.2.2 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утв. Приказом МВД РФ от 22.08.1992 N 292, указан перечень документов, которые необходимо было представить гражданину для получения индивидуальной охранной лицензии. Теперь гражданину для приобретения статуса частного охранника, что позволит ему работать в охранном предприятии по трудовому договору, необходимо получить в соответствующем ОВД не лицензию, а удостоверение охранника. При этом документы, которые необходимо для этого представить, аналогичны перечню документов, предусмотренных в п. 2.2.2 Инструкции МВД о порядке лицензирования.
На основании п. п. 2.2.1 и 2.2.2 Инструкции для получения удостоверения частного охранника представляются следующие документы:
а) заявление по форме, утвержденной в приложении N 1 к Инструкции МВД;
б) анкету по форме, утвержденной в приложении N 5 к Инструкции МВД;
в) 2 фотографии (4 х 6 см);
г) медицинскую справку с заключением о пригодности заявителя по состоянию здоровья заниматься охранной деятельностью;
д) документы, подтверждающие гражданство РФ, прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности;
е) сведения о намерении использовать специальные средства, огнестрельное оружие.
Граждане, претендующие на работу в охранном предприятии в качестве частного охранника, представляют указанные выше документы в соответствующий ОВД самостоятельно либо через руководителя ЧОП.
Для граждан, претендующих на должность руководителя ЧОП, помимо документов, подтверждающих наличие высшего образования, необходимо представить удостоверение охранника, а в случае его отсутствия - документы, требуемые для его получения.
На основании пункта 2.2.5 Инструкции МВД РФ органы внутренних дел вправе проверять и устанавливать достоверность сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче удостоверения. Проверка может осуществляться путем:
а) собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии (заявителем);
б) запросов в соответствующие информационные центры системы МВД РФ о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления;
в) запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении заявителя на их учетах;
г) запросов в отделы кадров правоохранительных органов, учреждений и организаций по местам прежней работы (службы) заявителя;
д) сбора информации оперативно-розыскного характера.
До принятия Федерального закона от 06.06.2005 года N 59-ФЗ, определившего правовой статус частного охранника в комментируемом Законе, основания отказа в выдаче удостоверения частного охранника предусматривались в пункте 2.2.9 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России от 22.08.1992 N 292.
Теперь основания, при наличии которых лицо не вправе претендовать на приобретение статуса частного охранника, определены в части второй комментируемой статьи.
К ним относятся:
- отсутствие гражданства РФ;
- недостижение возраста 18 лет;
- наличие вступившего в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным либо ограниченно дееспособным;
- наличие заболевания, препятствующего исполнению обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ.
Следует отметить, что на данный момент перечень таких заболеваний не определен Постановлением Правительства РФ.
В Москве, например, для получения справки претендент на получение удостоверения частного охранника подлежит освидетельствованию у терапевта, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, психиатра, хирурга и дерматовенеролога.
Основанием для отказа в выдаче удостоверения являются следующие противопоказания, указанные в медицинской справке: отсутствие конечности, кисти, стопы; заболевания периферических сосудов (облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен и др.); хроническое заболевание нервной системы; хронические, часто обостряющиеся заболевания кожи; острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ниже 0,2 на другом или 0,7 на одном глазу при отсутствии зрения на другом; стойкое снижение слуха любой этиологии (восприятие шепотной речи с расстояния менее 3 м); органические заболевания центральной нервной системы; алкоголизм, наркомания и токсикомания;
- наличие судимости за совершение умышленного преступления;
- наличие предъявленного обвинения в совершении преступления (до разрешения вопроса о виновности в установленном законом порядке).
6. Следующим неотъемлемым элементом правового статуса частного охранника является наличие трудового договора, заключенного с охранной организацией, в трудовую функцию которого входит оказание охранных услуг, предусмотренных в части 3 статьи 3 комментируемого Закона. При этом проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации не является обязательным условием трудового договора с частным охранником, так как для этого требуется соответствующая квалификация.
Частный охранник должен работать только по трудовому договору с охранной организацией (ЧОП). Таким образом, в отношениях между ЧОП и частным охранником исключено оформление отношений гражданско-правовым договором (подряда, поручения и т.д.). Частный охранник не имеет также права самостоятельно оказывать охранные услуги по договору с клиентом. Договор с клиентом заключается самим ЧОП, имеющим соответствующую лицензию.
Трудовая деятельность частного охранника регулируется трудовым законодательством и комментируемым Законом. Основным нормативным актом трудового законодательства является Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
В соответствии со статьей 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем (ЧОП) и работником (частным охранником), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (выполнение охранных услуг), обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
С учетом отсутствия какой-либо специфики работы охранника, требующей заключения срочного трудового договора, с охранником должен быть заключен трудовой договор на неопределенный срок (статья 58 ТК РФ). В том случае, если охранник работает в охранной организации на условиях совместительства, с ним может быть заключен срочный договор.
Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, которые должен предъявить работник, в том числе частный охранник, при поступлении на работу. К ним относятся:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
При заключении охранником трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются ЧОП.
Помимо указанных выше документов частному охраннику необходимо будет предъявить удостоверение частного охранника, выданного в установленном порядке органами внутренних дел. Только при наличии удостоверения частный охранник может выполнять трудовую функцию охранника на законном основании.
Тех, у кого нет удостоверения личности частного охранника, и которые не могут получить удостоверение охранника без прохождения спецподготовки, могут принять на работу в ЧОП в качестве стажера. Стажер должен пройти курс подготовки в школе частного охранника. Без удостоверения об окончании такой школы стажер не сможет получить удостоверение личности частного охранника.
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания, если иное не установлено самим трудовым договором, либо со дня фактического допущения охранника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Прием на работу охранника должен быть оформлен приказом (распоряжением) руководителя ЧОП, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
Приказ (распоряжение) руководителя ЧОП о приеме на работу должен быть объявлен охраннику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию охранника руководитель ЧОП обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить охранника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции частного охранника, коллективным договором.
При заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание частного охранника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. При этом срок испытания не может превышать трех месяцев (статья 70 ТК РФ).
На основании статьи 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания руководитель ЧОП имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с охранником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя охранник имеет право обжаловать в судебном порядке.
Прекращение трудового договора с охранником возможно на общих основаниях, предусмотренных в главе 13 ТК РФ.
Так, охранник может уволиться по собственному желанию (статья 80 ТК РФ) либо по инициативе работодателя, т.е ЧОП.
Охранник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственной инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме за две недели. По соглашению между охранником и ЧОП трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
Согласно статье 80 ТК РФ в случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
До истечения срока предупреждения об увольнении охранник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой охранник, которому в соответствии с ТК РФ не может быть отказано в заключении трудового договора.
По истечении срока предупреждения об увольнении охранник имеет право прекратить работу. В последний день работы ЧОП обязано выдать охраннику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой (копию приказа об увольнении с работы; справку о заработной плате, периоде работы в ЧОП и др.), по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.
Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и охранник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.
Основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя определены в статье 81 ТК РФ.
Следует обратить внимание, что не допускается увольнение охранника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Все вопросы, связанные с рабочим временем, временем отдыха, оплатой труда, применительно к частным охранникам разрешаются в порядке, предусмотренном ТК РФ. Никаких особенностей регулирования труда частных охранников, предусматривающих ограничение применения общих правил либо установление дополнительных правил, Трудовой Кодекс РФ не содержит.
Однако в части пятой статьи 11 настоящего Закона установлено одно ограничение, которое частные охранники должны соблюдать в период работы по трудовому договору в ЧОП. Частным охранникам запрещается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
Такое ограничение обусловлено необходимостью отделять статус частного охранника от какой-либо публичной деятельности, т.к. в противном случае со стороны охранника либо ЧОП, где работает охранник, возможны злоупотребления либо в сфере частной охранной деятельности в связи с использованием статуса государственного служащего или общественного деятеля, либо в сфере публично-правовой деятельности в связи с использованием своего статуса как работника ЧОП.

Сайт создан в системе uCoz